В этой статье мы подробно остановимся на гардеробе в Музее Бойманса, как продолжении истории о шахтерских раздевалках и их влиянии на современный дизайн гардеробного оборудования. Мы сами были в этом музее и пользовались этим гардеробом, набрались впечатлений и хотим поделится ими с вами. Сначала немного расскажем о самом музее, а затем подробно остановимся на уникальном гардеробе, созданном специалистами голландской дизайн-студии Wieke Somers.
Музей Бойманса – ван Бёнингена – одна из главных достопримечательностей Роттердама – второго по величине города Нидерландов. Благодаря собранным коллекциям, музей демонстрирует посетителям множество мировых шедевров, не ограничивающихся лишь картинами. Здесь также представлено большое количество других произведений искусства, в том числе скульптуры. Среди наиболее значимых работ, представленных внутри, стоит отметить картину Питера Брейгеля Старшего, работы которого не встречаются на территории нашей страны, несколько полотен Рембрандта, ван Гога, Дали и других всемирно известных художников.
Оригинальные дизайнерские решения
Большинство из нас прекрасно представляет, как выглядит классический гардероб в музее или театре: гардеробный барьер, за которым находится специальный человек, забирающий вашу верхнюю одежду и дающий взамен соответствующий номерок. Если посетителей немного, то подобная процедура не вызывает сложностей, но если речь идёт о какой-либо популярной выставке, то только на то чтобы сдать куртку понадобится много времени, а ведь потом её нужно ещё и забрать обратно. Дизайнеры, работавшие над созданием пространства в главном музее Роттердама, подошли к вопросу размещения гардероба максимально креативно, в результате чего появилось одно из самых удивительных гардеробных помещений в мире.
Специалисты голландской дизайн-студии WiekeSomers получили заказ на оформление гардероба музея и подошли к вопросу со всей ответственностью, не просто подобрав что-то оригинальное, а создав совершенно новую концепцию, покорившую как простых посетителей, так и профессионалов дизайнерского искусства. За основу своеобразной гардеробной карусели, получившей название Merry-go-round, была взята идея классических шахтёрских раздевалок, где вещи шахтёров при помощи крюков, корзин и металлических цепей поднимались к потолку, об этих раздевалках мы писали в предыдущей статье "Виражи истории: Особенности шахтерской раздевалки или "нарядной".
Принцип работы данной системы довольно прост: металлическая конструкция в центре зала является основой и опорой для всего функционала. К этой конструкции прикреплено большое количество тросов, проходящих через замковые отверстия и уходящих к потолку. На потолке эти тросы крепятся к другим металлическим элементам и держат на своём конце тремпели. Каждый человек, которому необходимо повесить свою верхнюю одежду, просто размещает её на любых свободных плечиках, после чего тянет трос, поднимая одежду на манер флагштока. Как только одежда поднимается на достаточную высоту, трос крепится при помощи имеющегося замка, а ключ посетитель забирает с собой. Каждый трос имеет собственный номер, поэтому что-то перепутать невозможно/
Это гениальное в своей простоте решение имеет сразу несколько неоспоримых преимуществ, среди которых:
- Грамотное планирование свободного пространства. Несмотря на тот факт, что для музея было построено, а затем и увеличено, специальное здание, было принято решение не захламлять лишни зоны большим количеством вешалок и стоек. За год музей Бойманса – ван Бёнингена посещает около 300 тысяч человек, и для такого потока потребовалось бы оборудовать значительные гардеробные зоны.
- Создание полноценного произведения искусства. Только оказавшись в гардеробе, посетители сразу понимают, что пришли в настоящий арт-объект, способный приятно поразить даже самого требовательного зрителя. Несмотря на то, что коллекция музея состоит из классических произведений, небольшая нотка современного искусства грамотно вписывается в общую концепцию.
- Помимо всего прочего, подобное решение имеет и максимально практичный смысл – музею не нужно тратиться на дополнительных работников.
- Использование данной системы поднимает посетителям настроение и приводит в настоящий восторг. Оригинальный экспонат, который не только встречает с порога, но и который можно трогать руками, не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных гостей.
- Использование данного гардероба избавляет посетителей от возможных краж, так как у каждого есть свой ключ, а вещи находятся под потолком.
Данное решение для гардероба привлекло внимание множества посетителей, благодаря чему оно стало использоваться и в других местах, ведь многие дизайнеры и потенциальные клиенты по достоинству оценили все имеющиеся преимущества.
Технические составляющие
Если более подробно говорить о технической стороне творения голландских специалистов, за которое они в 2009 году даже получили престижную нидерландскую дизайн-премию «Золотой глаз», то стоит отметить ярко прослеживающийся минимализм. Несмотря на свои масштабы и функциональность, конструкция включает в себя минимальное количество элементов. В отличие от классического шахтёрского гардероба, где цепи крепились либо к стене, либо к различным поверхностям, размещённым по всему периметру помещения, здесь для этих целей установлена специальная установка в центре зала, имеющая круглую форму. Она не только собирает в себе все тросы, значительно экономя свободное пространство, но и содержит в себе полки для сумок и рюкзаков, которые посетитель также может оставить здесь.
Творение профессионалов
Работу над проектом вели сразу 6 специалистов дизайн-студии, которые впервые собрались в таком составе специально для создания оригинальной концепции. Привлечение сразу нескольких профессионалов оправдано, ведь данный музей является одним из самых популярных во всей Голландии, поэтому успешная работа могла стать прекрасной рекламой самой компании, что в итоге и получилось.
Красные и белые тросы, закреплённые в вертикальном положении, вместе с пластиковыми креплениями и металлическими грузами грамотно вписываются в окружающее пространство. Когда же сетчатые ячейки заняты сумками, а под потолком размещаются куртки и другая верхняя одежда, карусель становится полноценным музейным экспонатом, к созданию которого приложил руку каждый посетитель.
Более того, этот экспонат меняется, в зависимости от времени года, ведь яркие и лёгкие летние накидки сменяются массивной одеждой преимущественно тёмного цвета зимой. Многие посетители, впервые входящие под свод музея Бойманса, просто не могут поверить своим глазам – как обычная вешалка может задавать настроение и представлять собой столь удивительную композицию.
По достоинству оценить проект смогли не только посетители музея, но и профессиональные дизайнеры, благодаря чему в 2009 году студия WiekeSomers стала обладателем целой россыпи наград, в том числе и лауреатом международной премии GoldenEye, на которую претендовало более 700 участников со всего мира.